21.07.18 gelios-media.ru — Критика - это больная тема, особенно для творческих людей. Часто она бывает слишком субъективной, не поддается логике либо не подкрепляется аргументами. И даже когда она оправдана, от этого не легче. Мы спросили у работников креативных индустрий в Украине, как они воспринимают критику, работают с клиентом и не портят себе нервы.

Егор Сигниенко, графический дизайнер, фотограф

Что помогает вам справляться с субъективной критикой?

Я достаточно спокойно отношусь к критике. Часто субъективная на первый взгляд критика очень объективной. Заказчик «варится» в этом, он понимает своих клиентов, у него есть их психологические портреты. Или просто заказчик не любит то, например, котиков, а мы ему вариант фирменного стиля с этими животными пытаемся продать. Ну как ему потом с этим жить? Он будет смотреть каждый день на это и ненавидеть свою работу.

Часто я стараюсь убеждать заказчика, а если после пары аргументов он все равно стоит на своем - приходится переделывать. Но если я вижу, что он просто «играет со шрифтами», то предлагаю вернуть часть денег и разойтись по-хорошему. Есть такой тип людей, которые говорят: «Все отлично, но ...», - и делают еще сотни поправок, меняя работу до неузнаваемости.

Что вы делаете, когда ваш идеальная работа натыкается на критику без аргументов - в духе «не очень»?

Даже если проект, который, по моему мнению, сделан отлично, клиенту не нравится и он говорит «не очень» - надо узнать, что для него «очень». Клиент часто имеет в голове картинку как все должно выглядеть, но не говорит, а потом длинными правками подстраивает под свою модель. Как в анекдоте про паровоз, который напильником надо переделать в самолет.

Поэтому я сразу требую у клиента варианты, которые ему нравятся. В 80% случаев он уже знает, что ему надо, но думает, что вы же дизайнер и сами к этому придете. В нашем русскоязычном пространстве люди почему-то часто думают, что дизайнер - это просто фотошоп-ясновидящий.

Расскажите о самом ярком случае, когда вашу работу критиковали.

С критикой приходится сталкиваться постоянно, часто аргументы очень смешные или глупые, но они важны заказчику. Один из самых сложных для меня случаев произошел несколько лет назад, на заре моего творческого пути. Пришли ко мне два таких классических ортодоксальных евреи: в шапках, с пейсами, четками - все, как мы привыкли видеть в пародиях. И им надо было сделать их еврейский календарь для какого-то учебного центра. При этом просто дать задание и уйти домой они не хотели, а сели со мной и начали надиктовывать, что надо делать.

Я расставлял по кругу непонятные для меня цепочки символов, а эти двое меня ругали за то, что я где-то потянул знак не туда или неправильно поставил, наклонил или вверх ногами разместил. И при каждом удобном случае пытались сбить цену за то, что потратили на меня много времени. Я довольно спокойный человек и уж точно никогда не позволю себе ругаться с клиентом, поэтому я несколько раз выходил в дальнюю комнату, где у нас было производство, и просто лупил стену кулаками, потом возвращался и с улыбкой на лице продолжал.

Для меня было совершенно непонятно, что я делаю, как оно должно выглядеть в конце и что это за символы я обращаю. Сейчас я бы отправил клиентов домой, а сам порылся бы в интернете и понял, что я должен делать, а потом взялся за такой проект.

Мирослава Шевченко, иллюстратор, графическая дизайнер

Что помогает вам справляться с субъективной критикой?

Последний год я работаю с более или менее постоянными заказчиками, поэтому уже знаю, чего от них можно ожидать и с какой стороны подойти, но и в работе с ними бывает, что не угадаю с первого раза, и тогда приходится бороться.

Я люблю доказывать свою точку зрения и объяснять, почему сделала именно так. Ненавижу получать критику от людей некомпетентных. В этом случае я очень силой знаний и убеждения стараюсь донести свои идеи: почему такие цвета, почему такие элементы и такое их расположение.

Также я ненавижу выслушивать критику по телефону - так вообще воспринимать не могу (решение нашлось быстро - я просто перестала брать трубку, это помогает). Люди всегда пишут меньше и более конструктивно, чем говорят. Многие звонить перестали, но есть и очень настойчивые, кто все еще пытается меня даже разбудить правками с утра.

Если я сразу вижу, что субъективной критики не избежать, что человек просто хочет так, как она видит, и не считаться с моей мыслью вообще, то я на начальном этапе отказываюсь работать - это сэкономит время и настроение.

На самом деле, у меня такие клевые заказчики, я их очень люблю. Есть, например, те, которым я даже не говорю, что буду рисовать. Просто сдаю уже совсем окончательный вариант, который они никогда не меняют. В такие моменты я понимаю, что не хочу заниматься ничем другим.

Что вы делаете, когда ваш идеальная работа натыкается на критику без аргументов - в духе «не очень»?

В этот момент мне хочется сделать что-то, что будет действительно «не очень», чтобы клиенты вернулись к предыдущему варианту и поняли, что это очень даже «очень». Но я, конечно, шучу - никогда не отдам работу, которая мне не нравится. Не приемлю ответ «мне не очень», начинаю подводить к тому, что именно не нравится: цвет, композиция, сам рисунок, стиль или вообще все и нужно начать сначала?

К счастью, если совсем критически все, я могу нарисованную картинку использовать в любом другом задании, если она подходит, поэтому иногда могу все отложить и начать с нового документа. Я очень люблю, когда критикует тот, кто разбирается - тогда я на двести процентов прислушиваюсь и спрашиваю о том, в чем сомневаюсь. В такие моменты очень учишься и запоминаешь мелочи работы.

Расскажите о самом ярком случае, когда вашу работу критиковали.

Первое, что пришло в голову - это афиша для одного фестиваля, который был летом. Мне часто говорят: «Рисуй, что хочешь, нам нравится твой стиль», и я просто делаю так, как мне хочется - сама определяю для себя палитру цветов и будет изображен на афише. Этот случай не стал исключением.

Ребята написали, что готовы экспериментировать и сделать что-то такое, чего раньше у них не было. Ну я и сделала - другой стиль, а тема оставалась такой же как и до этого. Домашние критикам понравилось. Но когда я сбросила заказчикам, то получила ответ, что это совсем не похоже на то, что было у них раньше. Меня тогда чуть не разорвало на куски, я пыталась написать, что они же были готовы к новому стилю, что доверяют. Было очень обидно, я об этом думала дня два и решала, что делать дальше. Им не нравилось вообще ничего из того, что было сделано, то есть здесь не переделать кусочек - здесь точно начинать сначала. И я начала! Были мысли вообще отказаться от проекта, но это слишком просто. Поэтому я сделала более приближенный вариант к тому, что у них было раньше, понимая, что даже новый цвет - это уже будет слишком.

Алексей Максименко, креативный директор в агентстве BBDO Central Asia

Что помогает вам справляться с субъективной критикой?

Если я понимаю, что за этой критикой нет рационального зерна, то я просто стараюсь не обращать на нее внимания. Невозможно нравиться всем. Вам не красиво, а мне красиво, не интересно, а вот тем ребятам будет интересно. Плюс мне помогает уверенность в качестве идеи или продукта. Если я эту идею реализовал или принес продавать клиенту - значит, она прошла жесткий отбор, соответствует купе критериев и именно в этот момент решает поставленные задачи на сто процентов.

Что вы делаете, когда ваш идеальная работа натыкается на критику без аргументов - в духе «не очень»?

Ничего не делаю. Не нравится - не смотрите, не ешьте, не пытайтесь. Другое дело, когда это еще нереализованная идея и комментарии приходит от клиента. Тогда я указываю на безысходность такого подхода и привожу доводы, аргументы, исследования в пользу идеи.


Расскажите о самом ярком случае, когда вашу работу критиковали.

Как-то мы определяли работы, которые будем подавать на фестиваль Cannes Lions, и наша PR-менеджер назвала работу, которую я придумал, простым «экранчиком с деревянными ножками». Мелко это было, по ее мнению, для Канн. Работу не подали. Чуть позже, BRaHM (так называлось устройство), стал найнагороджуванишим проектом агентства. Взял, например, Red Dot и Golden Drum. Может и Канны мог бы взять.

Ксения Савченко, архитектор, основательница архитектурного бюро B4Team
Страница на Facebook

Что помогает вам справляться с субъективной критикой?

Работа - это не всегда похвала и пряники, в нашем деле критика тоже присутствует. Иногда дают обратную связь, которая не соответствует твоим ожиданиям. Вот ты бы и старался, делал, а говорят, что куда не попал. Конечно, это бывает обидно. Связано это с тем, что мы не прояснили до конца пожелания клиента, чего он от нас ожидал. Поэтому я всегда стараюсь копнуть глубже и разобраться, где наши дороги начинают расходиться и когда мы перестаем друг друга слышать. Я останавливаю работу и налаживаю коммуникацию - вплоть до того, что начинаю иногда проект заново. Критика не бывает без повода, как не бывает дыма без огня.

Я никогда не пытаюсь доказать, что «здесь все хорошо, то вы не понимаете». Они пропускают через себя наши предложения, а если возникает «это не то» - нужно все менять. Помогает справиться спокойствие и открытое сердце. Если есть критика - пострадала первичная коммуникация и мы не услышали клиента так хорошо, чтобы сразу ему выдать качественный результат.

Что вы делаете, когда ваш идеальная работа натыкается на критику без аргументов - в духе «не очень»?

Нужно подключать психологический аспект. Ответ вроде «мне не нравится» - не аргумент, а вот «мне не нравится, потому что ...» - другое дело. Так я могу им помочь в построении той концепции, которую они ожидают. Конечно, все может быть доведено до абсурда, когда клиент не знает, чего он хочет, но правильно поставленные вопросы помогают это понять. Например, сейчас мы третий месяц находимся на разработке частного дома для клиента. И вот только недавно мы пришли к полному пониманию и согласования, начали двигаться дальше. До этого мы давали людям видение на основании их запроса, а получали «это не то».

Расскажите о самом ярком случае, когда вашу работу критиковали.

Недавно мы делали серьезный проект, а клиент не обладал техническими знаниями, чтобы согласовать с нами определенную информацию. И вот заказчик говорит, что у нас все сделано неправильно, а я в свою очередь как специалист и архитектор понимаю, что мы выдаем номинально нужную и правильную информацию для того, чтобы проект реализовывался. Но я не получаю согласования от клиента, потому что ему не хватает своих знаний, чтобы эту информацию принять, и понять, что это полноценный рабочий проект по его заданию. Поэтому у нас были разногласия, но мы пытались работать над этим. Вместе проходили все поэтапно, сверяли каждый план. Прямо как с детьми - сидеть и разбирать, что же означает каждое чертежи и соответствует ли оно тому, что мы обещали в начале. Это был для меня совершенно новый опыт, но, опять же, дело в коммуникации. Я вижу, что чем больше я ему объясняю,

Алексей Бондаренко, журналист, основатель музыкального портала LiRoom

Что помогает вам справляться с субъективной критикой?

Честно говоря, я довольно редко сталкиваюсь с комментариями к моим статьям в духе «статья - отстой, автор - мудак». Бывают замечания об ошибках, каких-то выводов, выбора темы и т.д., но это все сложно назвать субъективным.

С совсем абсурдного - иногда обвиняют в «заказушности» статьи. Мол, вот о них вы написали, потому что вам денег дали, а о нас не написали, потому что мы не платили. Я всегда спокойно стараюсь объяснять, что это полный бред. Тем более все платные материалы маркировку. Но все равно некоторым людям так думать удобнее. Ну и let it be, как говорится.



Что вы делаете, когда ваш идеальная работа натыкается на критику без аргументов - в духе «не очень»?

У меня нет идеальных работ. Большинство я бы и сам охарактеризовал как «не очень». Но если уж говорить о реакции, если комментатор мне кажется авторитетным, я прислушиваюсь и учту в следующий раз или исправлю ошибку в существующей статьи.

Расскажите о самом ярком случае, когда вашу работу критиковали.

Один из самых ярких случаев был, когда музыкант обвинил меня в полной некомпетентности на основании того, что я раскритиковал его альбом, а зарубежный блог наоборот оценил его очень высоко. Он апеллировал к количеству записанных им песен и стоимости инструментов, на которых писался альбом, показалось мне несколько абсурдным. Затем пришла его барабанщица, обнаружила у меня в аудио «Би-2» и на основании этого решила, что я в музыке ничего не понимаю. Вот правда, на следующий день все комментарии были затерты. До сих пор не понимаю, какой смысл было мне разводить холивар в комментариях, когда сначала было ясно, что мы друг друга не поймем.

Админ спрашивает: эта страница «Ну, не очень»: творческие люди о критике в креативных индустриях дала ответ на ваш вопрос? Дата 21.07.18
Да, спасибо Нет, не то! Дополнить
Продолжение на этих трёх страницах, откроются в новой вкладке: