21.07.18 gelios-media.ru — Как уйти из «Энергоатома» в фэшн, изменить пост финансового директора на кино. Бывает «поздно» менять профессию и осуществлять мечты детства? По каким критериям измерять карьерный успех: деньгами и должности или ощущением собственной значимости и счастье? Мы расспросили четырех героев, которые во взрослом возрасте решились кардинально сменить профессию, об их мотивах, борьбу с сомнениями и свободу быть собой. В качестве бонуса - советы для всех, кто находится на пороге больших перемен.


Роман Блажан 40 лет, продюсер и режиссер, управляющий партнер MinimalMovie.com


Я родился и вырос в Донецке. Отец - шахтер, мама - секретарь главы тогдашнего Районного исполнительного комитета. Пожалуй, из класса 7-го я уже хотел быть банкиром. Тогда был популярен сериал о Коза Ностра "Спрут", и там был банкир Равануза. Меня тогда так и называли - банкир Романуза. Я закончил учетно-финансовый факультет Донецкого Национального университета по специальности «Банковское дело». Фактически, я был первым в семье с высшим образованием. Сразу после после окончания университета я пошел работать в банк - в рубашке, галстуке с портфельчиком.

Я верил, что если хорошо делаешь свое дело - тебя обязательно заметят. В 22 года четко видел свое будущее: в 35 лет стану руководителем отделения, в 40 - председателем правления банка.

Уже через 3 месяца такой работы я получал больше, чем мои родители. Но удовольствие прошло через 2 года. Следующие 3 года были тяжелым испытанием в моей жизни - я словно превратился в биологический компьютер из костей и мяса, который штампует бумажки. И так пришло ощущение, что я просто so much fed up, а деньги уже не заставят меня остаться на этом посту.

Уже давно меня не покидало ощущение, что я что-то делаю не так. Все это не мое, все это очень временное.

Я написал заявление на увольнение, набрал книг, засел дома и решил подтянуть свои знания, так и дальше видел себя финансистом. Полгода я играл в компьютерные игры и читал книги. В результате, я прошел 5 раундов собеседований в «Метинвест». На последнем этапе с генеральным директором я не смог ответить на один базовое вопрос, и меня не взяли. Но через месяц мне позвонили и предложили стать руководителем украинского представительства международной компании с головным офисом в Швейцарии. Активы компании состояли из собственной газодобычи, газопровод, угольной шахты, цементного завода, региональных компаний-трейдеров. Мне было 28 лет, в прямом подчинении у меня было где-то 20-30 человек, в косвенном - около 500. Собственный водитель, секретарь, спортивная машина, рестораны, шопинг - ощущение такое, будто ты на вершине мира.

Уже через полтора года я почувствовал, что меня от этого тошнит. При любой возможности я бежал из офиса. Говорил, что иду на встречу, а сам ехал в Одессу. Акционер это заметил, и мы закончили наше сотрудничество. Позже я переехал в Одессу и начал заниматься логистическим консалтингом. Эта работа требовала от меня 3-4 интенсивные дня в месяц. Но даже такая ненапрягаемая и хорошо оплачиваемая дело стало рутиной. В 2013 году мы с моим работодателем прекратили сотрудничество. Уже давно меня не покидало ощущение, что я что-то делаю не так. Все это не мое, все это очень временное.

В 2013 году я познакомился с Любой Михайловой - основательницей Платформы культурных инициатив «Изоляция». Мы много общались, я часто приезжал в Донецк на события «Изо». Люди, которые ходили на выставки, их лица, внешний вид, интересы сильно отличались от моего круга общения.

Зимой 2014 я ездил по мастерским художников из искусствовед, купил почти 40 картин. Оказалось, что с ними можно коммуницировать, каждый день видеть что-то новое, влюбляться в детали рисунке. У меня дома было 6 синтезаторов, поэтому время я садился играть на каком-то из них в окружении всех этих картин, и вокруг меня создавалась какая-то магия. Это была моя медитация, мой икигаи.

Если брать шаблонное представление об успехе, то раньше я был успешным, но сейчас стал счастливее. Я смог найти любовь и семью. Мне 40 лет, и только последние 3 года я занимаюсь тем, что приносит мне удовольствие.

Я понял, что должен потратить все свои деньги, как феникс сгореть до конца, чтобы потом возродиться. Были моменты, когда у меня было только 50 гривен в кармане. Я вышел в полный ноль. У меня всегда была возможность вернуться назад в прошлое и хорошо зарабатывать, но я сделал все возможное, чтобы этого не произошло. Летом 2015 году в меня уже практически не было денег, но я был счастлив как никогда.

В тот период несколько различных знакомых позвонили мне и спросили, есть ли у меня кто-то, кто снимает видео. Я дал контакты своих знакомых фотографов, а когда мне позвонили в третий раз я, как человек с экономическим образованием понял, что видео - это рынок, и надо смотреть в эту сторону. Почти параллельно с этим в баре я познакомился с очень талантливым оператором, которому было тогда всего 20 лет. За месяц мы подписали контракт на съемки видео Kyivstar. Все очень быстро пошло вверх, и уже сегодня мы нашли наше лицо - сейчас мы рассказываем истории людей и брендов с помощью видео.

Мы делаем рекламу, но прячем в нее гораздо больше, чем кажется с первого взгляда. Почти каждое наше видео антропоцентрическое - в центре всегда человек.

Главное мерило - любовь, внутренняя свобода и счастье.

Мы зашли в высококонкурентное среду в кризисный период и растем хорошими темпами - начинали вдвоем, а сейчас на съемочной площадке наших проектов работает до 20 человек. С партнером мы все делим пополам. Он знает, как снять, а я - как найти клиента. Сейчас это кормит меня и мою семью, но я открыт к новым идеям.

Если брать шаблонное представление об успехе, то раньше я был успешным, но сейчас стал счастливее. Я смог найти любовь и семью. Мне 40 лет, и только последние 3 года я занимаюсь тем, что приносит мне удовольствие. У меня родился ребенок. Даже ради этого стоило пережить эти изменения.

Мир, в котором мы живем, настолько гибкий и текучий, что способность в любом возрасте научиться чему-то с нуля - залог выживания.

Не стоит мыслить рамками иерархии, потому что так вы всегда будете чувствовать себя не на своем месте. Над вами всегда кто-то будет, а для того, чтобы быть счастливым всегда не будет хватать чего-то: большей зарплаты, больше квадратных метров, большей машины или яхты. Материальные блага - это не плохо, они нужны, но это не цель. Главное мерило - любовь, внутренняя свобода и счастье.

Елена Клаассен 36 лет, соучредитель фэшн-консалтинговой компании HOTBED SPACE


Когда мне было 14 лет, я хотела стать моделью. Даже нашла такую работу и в течение года подрабатывала после уроков. Мой консервативный отец был убежден, что я должен стать экономистом и зарабатывать нормальные деньги. Папа всегда был для меня авторитетом, поэтому я вступила в тогдашней Нархоз.

Еще на первом курсе я продолжала работать моделью. Помню, в те бедные времена иногда у меня было больше денег, чем у отца. Но все-таки я сконцентрировалась на учебе. Затем перешла на заочное отделение и начала работать в администрации железнодорожного транспорта - теперь это « Укрзализныця » . Я стала ведущим экономистом, у меня были подчиненные. Так я проработала 10 лет.

В какой-то момент мне предложили работу в «Энергоатоме» , где была абсолютно аналогичная должность - работа с сухими цифрами. Считаешь миллионы, и вносишь в таблице. Меня не покидало ощущение, что делаю что-то не то. Конечно работа была хорошая, и деньги большие, но каждый день был похож на другой, и я не чувствовала себя счастливой.

Меня не покидало ощущение, что делаю что-то не то. Конечно работа была хорошая, и деньги большие, но каждый день был похож на другой, и я не чувствовала себя счастливой.

Как-то я увидела в Facebook рекламу о наборе на курсы стилистов и начала ежедневно ходить на них после основной работы, иногда сонная и уставшая. Однажды преподаватель нашего курса сказал, что дизайнер Анна Октябрь ищет себе ассистента на безвозмездной основе. Я подумала: « Мне 31 год и я работаю экономистом в крупной компании. Пойти ассистентом к дизайнеру без денег? » . Но в тот период мне так хотелось перемен, я просто отвергла все сомнения и пошла работать ассистенткой.

Первым моим заданием было просто перенести вещи. Для меня это было супер странно, я профессионал, я работала с крупными проектами, проводила курсы повышения квалификации, была разработчиком книги по теме своей профессии. А теперь имею просто носить одежду туда-сюда? Ходить за кофе для младшей от меня человека? Но я делала это.

Тогда 2012 бренд Anna October существовал в тяжелых условиях, им занимались только дизайнер и я. Мне приходилось совмещать основную работу с обязанностями ассистента, занимаясь этим по вечерам и выходным. Но все это мне нравилось и я видела результата своей работы - готов качественную одежду.

Я никогда не жалела о своем переходе, потому что точно стала счастливее. Понимаю, что если бы я ничего не изменила, то перестала бы уважать себя.

Постепенно я начала брать на себя административную работу: готовить специфическую документацию для магазинов, искать оптимальные оптовые цены, а затем стало понятно, что работы у меня на полноценный рабочий день. Конечно, у меня были сомнения стоит увольняться с основной работы, я даже не могла сказать об этом отцу - он бы не понял. Но я взяла несколько дней на размышления, закрыла глаза и написала заявление на увольнение. А потом позвонила дизайнеру и сказала, что готова выходить на полный рабочий день.

Когда я взяла на себя административную и финансовую часть, а дизайнер смогла сконцентрироваться на творчестве, мы увидели результат. И с экономиста я фактически стала директором бренда и росла вместе с ним.

Постепенно я поняла, что готова создавать собственный бизнес. Теперь мы с подругой развиваем свою фэшн-консалтинговую компанию HOTBED SPACE . И мое экономическое прошлое - большое преимущество. Я никогда не жалела о своем переходе, потому что точно стала счастливее. Понимаю, что если бы я ничего не изменила, то перестала бы уважать себя.

Первая причина, которая удерживает от смены профессии - это финансы. Конечно, хорошо когда есть « подушка безопасности » . У меня ее не было, я не откладывала деньги. Но я бы всем советовала хранить 10% своих доходов. И если сложилась ситуация, когда хочешь что-то изменить, но не знаешь куда и как идти - надо взять паузу, замереть и подумать. И помнить, что жизнь одна, и оно стоит того, чтобы чувствовать себя счастливым каждый день .


Андрей Турканикт 35 лет, руководитель компании по изготовлению мебели Module Pro

Моя история началась еще в школе - я очень любил рисовать, но родители отдали меня в музыкальную школу. Малым я просил устроить меня параллельно на курсы рисования, и отец даже прислушивался ко мне, однако уже через две недели мама категорически запретила это занятие, потому что оно очень отвлекало от музыки.

Затем была музыкальная академия, где я учился на виолончелиста. Как музыкант я начал ездить за границу с различными коллективами и то совершенно случайно попал на прослушивание в Австрийский оркестр. Так я начал путешествовать с оркестром, жил в пятизвездочных отелях. С точки зрения музыкальной карьеры все было замечательно, но даже в путешествиях с концертами я постоянно обращал внимание на архитектуру и дизайн.

А еще я никогда не прекращал рисовать. Даже когда работал в музыкальном коллективе на круизном лайнере, большую часть времени провел на палубе по рисункам. Помню, тогда кто-то подошел ко мне, увидел мои работы и попросил нарисовать портрет. Через некоторое время это заметили другие туристы, и также просили нарисовать их за гонорар. В результате, в течение 2-3 недель на лайнере я ежедневно делал портреты. Два последних года в музыкальной академии я уже пробовал себя в дизайне: попросил знакомого научить меня специальной программы для моделирования ArchiCAD , искал себе заказчиков. Сначала сделал дизайн для своего дома, потом друзьям, а потом начал получать заказы.

Мне страшно представить, что было бы, если бы я остался музыкантом. Это очень скучно: ходить на одну и ту же работу, играть одну и ту же музыку.

После того, как я закончил музыкальную академию, решил рискнуть и на следующий день отдал документы во Львовский колледж строительства, архитектуры и дизайна. Просто пришел и расспросил людей, которые экзамены мне нужно сдать. Уже даже вступительные экзамены прошли, но меня согласились подождать. Тесты я сдал без проблем. Лучше всего было с рисунком - на отлично. Меня приняли сразу на третий курс, и с того момента началось очень интересная жизнь. Тогда мне было 26 лет, я шел учиться к студентам моложе меня и думал: «Как я пойду - старший дядя - и сяду за парту с ребятами». Но ту среду делало меня самого моложе. Я начал мыслить и чувствовать себя свободнее.

Родители сначала очень плохо отреагировали на смену. Вся моя семья - музыканты. Мой дедушка учился вокалу в Соломии Крушельницкой, бабушка, мама и брат - скрипачи, папа - виолончелист. Соответственно, я также должен был стать музыкантом. А я-то тут такое странное делаю. Они думали, что я не смогу дать себе совета, ведь дизайн и архитектура - чужие для них сферы. К тому же, я хорошо зарабатывал музыкой. Поддержки семьи я не получил и, видимо, поэтому глубже погрузился в работу. Денег хватало, но бывало тяжело морально.

Если это ваше дело, то находятся люди и благоприятные ситуации, помогающие двигаться. Мир как-то так все располагает, что если это ваше, все сложится.

На втором году обучения у меня родился ребенок, и я просто разрывался между семьей, учебой и заказчиками. Когда я закончил колледж, я собрал своих сильнейших одногруппников и открыл бюро. Достаточно долгое время оно называлось Atlоs Design.

Однозначно, у меня было ощущение, что наконец-то я на своем месте. Да, были проблемы. Надо было арендовать помещение под офис и погружаться в новую сферу деятельности. К дизайну интерьеров добавился графический дизайн, теперь еще и дизайн мебели.

Буквально в последние пару лет мои родители увидели, что я даю себе совет в новой сфере. Теперь они приняли меня, и рады, что я нашел свое дело.

Мне страшно представить, что было бы, если бы я остался музыкантом. Это очень скучно: ходить на одну и ту же работу, играть одну и ту же музыку. Это не для меня.

Для комфортной жизни и менее болезненного перехода в другую профессию советую отложить себе несколько зарплат, чтобы иметь финансовый запас. Также нужно иметь внутреннюю веру, идти и пробивать головой, много работать. Тогда все гарантированно получится. Если это ваше дело, то находятся люди и благоприятные ситуации, помогающие двигаться. Мир как-то так все располагает, что если это ваше, все сложится.

Наталья Либет 45 лет, продюсер кино

Я хотела снимать кино лет с 10. Собирала информацию о режиссерах, читала журнал «Советский экран» , из ватмана, клея и красок строила декорации для фильмов. Я писала сценарии, и первую свою пьесу создала, когда мне было 11 лет. С родителями мы много говорили о кино, искусство и книги, и я считала, что создавать фильмы - это самое интересное в жизни. Иногда я просто придумывала себе роли и играла их в компании с друзьями.

После школы родители предложили получить профессию, которая будет «реальной»: идти на экономический или юридический. Мой дедушка, который закончил юридический заочно, сказал тогда: «Наташа, учиться на юридическом, это как жевать зубной порошок без воды. Иди на экономику ». И я поступила на экономический в ЛНУ им. Франко.

Я достигла своей цели - стала первой украинской гражданкой, которая получила управляющий пост по финансам в американском холдинга.

После учебы я переехала в Киев и устроилась в американский консалтинг. Я поняла, что достигла максимума и мне надо получить MBA (Master of Business Administration). В тот момент, в конце 90-х, все руководящие позиции в международных компаниях занимали иностранцы. Для того, чтобы самой иметь такую возможность, необходимо было получить степень магистра. Я отправилась на стипендию Эдмунда Маски для выпускников вузов и выиграла этот грант. Так я поехала на два года получать MBA в США. По возвращении в Украину уже с дипломом я стала работать как CFO (Chief Financial Officer) в американском холдинга Kyiv Atlantic Украины с инвестициями от Европейского банка реконструкции и развития. Итак, я достигла своей цели - стала первой украинской гражданкой, которая получила управляющий пост по финансам в американском холдинга.

Так я работала с 2002 года, но за десять-двенадцать лет я поняла, что я достигла своего максимума как финансовый директор. Да, мне было интересно строить структуры, общаться с людьми и следить за их развитием, но, когда я работала с цифрами, время проходил сквозь меня и оседал песком на мне. Я меняла команды, места работы, но это чувство не проходило. Начались сильные головные боли. Я не знала, что сделать, чтобы изменить то, в чем «в арюся » . На тот момент я уже забыла, что когда-то хотела снимать кино.

Фото: Юлия Вебер
Так получилось, что тогда я познакомилась с литовским режиссером Мантас Кведаравичюс, который как раз приехал в Украину снимать свой второй документальный фильм «Мариуполис». Я в шутку сказала ему, что тоже хочу делать кино, а Мантас ответил: «Если ты хочешь делать кино - поговори со мной». Мы начали обсуждать его будущий проект - первый игровой фильм «Стасис». Он искал финансирование для своего фильма, и это было очень логично найти именно местного продюсера в Украине.

Фото: Юлия Вебер
Теперь я не хожу в офис с 9:00 до 18:00, и это свобода. Стабильности нет, но я совсем не жалею что сменила работу.

Уже тогда я дружила с Виталием Шереметиевим, руководителем Esse Production House, и обратилась к нему за поддержкой. Наши обсуждения закончились тем, что мы собрали этот проект. Теперь это копродукцийний фильм Литва-Украина-Франция. С нашей стороны его финансирует Госкино. Фильм должен выйти уже в этом году, а сейчас он находится на этапе постпродакшена.

В течение года я совмещала свое увлечение кино с основной работой. Иногда я начинала работать уже в 7.30 утра, потом делала свою основную работу в офисе, и после этого продолжала «продюсировать». В мае прошлого года я окончательно принял решение, что хочу заниматься только кино.

Мой опыт, взгляды и психотип подходили для того, чтобы стать продюсером. У меня американский MBA и более 20 лет опыта работы в корпорациях. Это то, чего на самом деле не хватает продюсерам. Ведь продюсер - это человек, который разбирается в финансах, структурах и бизнесе. Скорее, я изменила индустрию, но не профессию как таковую.

В период изменений родители по-настоящему поддержали меня. Головные боли прошли, голос стал счастливее.

Теперь я не хожу в офис с 9:00 до 18:00, и это свобода. Стабильности нет, но я совсем не жалею что сменила работу. Я очень рада, что меня поддержали мои друзья и коллеги из ESSE Production House. Сейчас у меня уже много проектов: игровые и документальные фильмы, короткометражки. Верю в них и сделаю все, что могу, чтобы они появились у нас в кинотеатрах, на телевидении и других медиа платформах.

Админ спрашивает: эта страница Никогда не поздно: 4 истории о смене профессии дала ответ на ваш вопрос? Дата 21.07.18
Да, спасибо Нет, не то! Дополнить
Продолжение на этих трёх страницах, откроются в новой вкладке: